Покупая в магазине какой-то товар или услугу покупатель заключает договор купли-продажи. Как любой договор он может быть признан недействительным, это дает право вернуть назад товар и получить за него денежные средства. Возврат товара может осуществляться, если он ненадлежащего качества, не имеет товарного вида. Если товар соответствует всем требованиям и отказ от него ничем не мотивирован, просто он не нужен, то продавец не должен возвращать денежные средства. Приобретенный товар можно обменять на аналогичный товар, если он не подошел по размеру, фасону, цвету и прочее, срок обмена составляет 14 дней.
Произвести возврат денежных средств за купленный товар, имеющего надлежащий вид можно, если на момент обмена не имеется аналогичного товара. Чтобы вернуть деньги за товар надлежащего качества необходимо точно знать время покупки, он не должен быть более 14 дней. Согласно постановлению правительства не все товары могут возвращаться и обмениваться. Имеется целый список товаров к ним относятся:
- лекарства всех видов;
- средства личной гигиены;
- бытовая химия;
- парфюмерия;
- мебель;
- изделия из драгоценных металлов, драгоценные и искусственные камни;
- автомобили, бытовая техника.
Полный список всех товаров можно найти в интернете. По закону нельзя вернуть продовольственные товары надлежащего качества.
Чтобы вернуть товар надлежащего качества необходимо сделать следующее. Товар не должен быть употреблен, иметь фабричную неповрежденную упаковку, ярлыки. Необходимо знать, что на момент обращения аналогичный товар отсутствует в продаже. Затем необходимо обратиться к продавцу с заявлением о возврате товара.
В заявлении необходимо указать все данные покупателя, указать реквизиты продавца, указать наименование товара согласно прейскуранту, описать причину возврата надлежащего товара, способ возврата денежных средств. Кроме этого отметить, что на день подачи заявления у продавца не имеется аналогичного товара. Документ оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается вместе с товаром продавцу, другой остается у покупателя, но в нем надо сделать отметку о приеме заявления продавцом, если это организация, то необходима печать. При приеме товара продавец и покупатель составляют акт приемки, в котором описывают состояние возвращаемого товара.
По истечении трех дней после подачи заявления и возврата товара продавец обязан вернуть деньги.
Продавец может отказать покупателю, тогда покупатель имеет право обратиться в суд за защитой прав потребителя. Как определить подсудность? Во-первых подсудность определяется исходя из стоимости иска. При стоимости иска менее 50 000 рублей дело рассматривается в мировом суде, свыше рассмотрение дела проводится в районном суде. Дела по защите прав потребителя не облагаются государственной пошлиной, если сумма иска менее 1 000 000 рублей.
Если продавец добровольно не вернул денежные средства за купленный товар, суд выносит решение в котором, кроме возврата денежных средств за купленный товар накладывается штраф в пользу покупателя в размере 50% от стоимости иска. Поэтому многие продавцы стараются обойтись без суда и договариваются после выставления претензии.
Претензия
Претензию продавцу направляют, если в товаре обнаруживается дефект. Тогда покупатель пишет на имя продавца претензию, где указывают реквизиты продавца, наименование товара, когда и какой недостаток был найден. При составлении претензии необходима ссылка на статьи гражданского законодательства или на закон по защите прав потребителя. В конце описываются требования возврата денежных средств за купленный товар или устранение недостатков за свой счет. В претензии оговаривается дата возвращения денег и ставится подпись.
Претензия может быть направлена продавцу лично и по почте. При передаче лично необходимо сделать отметку, что документ получен, при отправлении по почте используйте уведомление. По закону продавец может не отвечать на претензию, но обязан исполнить свои обязательства по закону о защите прав потребителя. Вернуть деньги в течение 10 дней или обменять товар в течение месяца.
Юридическая помощь в защите прав потребителя
При купле и продаже часто происходит нарушение прав потребителей. Это может быть продажа некачественного товара или некачественно произведенных услугах. Всякий гражданин по закону имеет право защищать свои интересы. Это может быть обращение в суд или претензия. Но как это сделать, как добиться положительного решения вопроса. Для этих целей можно обратиться к юристу по защите прав потребителя. Адвокат на основании законодательства может составить претензию или обратиться с иском в суд, подготовить доказательную базу, принимать участие в судебных заседаниях. Юридические услуги платные, стоимость работы зависит от сложности дела и от стоимости исковых требований. Оплату за юридические услуги можно вернуть с проигравшей стороны.